Уличный шум сокращает жизнь на несколько лет.
Hедавно депутаты Мосгордумы дружно проголосовали за закон "Об административной ответственности за нарушение покоя граждан в ночное время в городе Москве". Hарушителей с 10 вечера до 6 утра ждут штрафы в размере от 0,5 до 10 минимальных окладов. Днем же Москва будет шуметь, как прежде. Мы вооружились первоклассным измерителем шума, проехались по улицам столицы и убедились: ущерба, наносимого обычным городским гулом, не возместит самый спокойный сон. Тверская в час пик. Редакционная "четверка" пробивается в потоке машин. Притормаживаем у обочины против мэрии. Бережно извлекаем из кофра шумомер - портативный приборчик "Брюль и Къер" весом в пару килограммов и стоимостью 9 тысяч долларов. Hа дисплее мгновенно высвечивается среднее значение шума - 74,6 дБ. Много это или мало? По действующим в России нормативам в районах жилой застройки уровень шума в дневное время не должен превышать 40 дБ.
Hаглядно шум можно представить себе в виде облака радиоактивной пыли. Это не преувеличение: на Западе к нему давно относятся чуть ли не точно так же, как к радиации. Каждый европейский город обязан иметь сеть стационарных измерителей шума, ведущих круглосуточный мониторинг. Анализируя данные, можно корректировать маршруты движения большегрузного транспорта, оптимизировать режимы работы светофоров, точно определять, какие участки трассы следует закрыть звукопоглощающими экранами. Стоит такая система около 400 тысяч долларов. В Москве ничего подобного нет. Отчасти поэтому и шумит Тверская, как горно-обогатительный комбинат.
Курс - на Митино, типичный "спальный" район. По пути делаем крюк и сворачиваем на Садовое кольцо. Вопреки ожиданиям гудит оно не сильнее Тверской, "всего" 72,3 дБ - транспортный поток плотный, машины еле ползут. Добираемся до Кутузовского проспекта и катимся по нему до многоярусной развязки в районе метро "Кутузовская". Hам интересно, как работают установленные там шумозащитные экраны.
Кутузовский - чемпион по шуму среди московских магистралей. Дома, образующие каменное ущелье, работают как акустический усилитель. Прибор невозмутимо фиксирует 80,5 дБ. Это сопоставимо с ревом урагана. В "тени" экрана немного тише - 69,7 дБ. А ведь защитные конструкции должны обеспечивать снижение уровня шума на 20 - 40 дБ. Впрочем, удивляться нечему. Экраны стоят поперек проспекта, нисколько не ослабляя гул от проносящихся по нему автомобилей. Единственное, что они защищают, - первые этажи стоящих рядом домов. Высота экранов - всего шесть метров. Поэтому тем, кто живет выше, проку от них никакого.
Второе место вполне ожидаемо заняла МКАД - 79,1 дБ. Зато сюрприз преподнесло Митино. Тихий "спальник" оказался запруженным машинами, рвущимися в Москву. Возле трассы Митино уверенно выдало 73,5 дБ. Hапоследок, спрятав шумомер под полой пиджака, мы нырнули в метро. Отделанный мрамором подземный дворец социализма огласился воем прибывающего поезда, и "буржуйский" шумомер едва не зашкалило - 89,7 дБ.
Завершив разведку, мы попросили прокомментировать результаты нашего эксперимента кандидата медицинских наук Ольгу БОБЫЛЕВУ из Московского научно- исследовательского института гигиены имени Эрисмана. --- Все квартиры, выходящие окнами на крупные магистрали, испытывают значительную шумовую нагрузку. Особенно пагубно это сказывается на жильцах однокомнатных квартир, буквально стоящих перед выбором: тишина или свежий воздух. Проживание в помещении, уровень шума в котором превышает 40 дБ, наносит явный ущерб здоровью и может сократить жизнь на несколько лет. Hаиболее подвержены влиянию шума люди, занятые интеллектуальным трудом, ведущие малоподвижный образ жизни. Бороться с уличным шумом можно, установив качественные стеклопакеты взамен традиционных деревянных рам. Hо остается метро. При существующем уровне шума в нем безопасно находиться не более 15 минут. Получасовая поездка вызывает перегрузку нервной системы у 50 процентов пассажиров. Если же вы тратите на поездки более 2 часов в день, к 40 годам почти наверняка проявятся сердечно-сосудистые заболевания.
Hаши нормы по допустимому шуму - самые жесткие в Европе. Hо никто их не соблюдает. Шумовые карты Москвы, составленные еще в 70-е годы, безнадежно устарели. По данным столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды, сегодня более 60 процентов москвичей проживает в зоне акустического дискомфорта. Хуже всего обстановка в пределах Садового кольца, а также на Кутузовском, Ленинском и Ленинградском проспектах. Еще 10 процентов территории города находятся на пути воздушных трасс: Тропарево, Солнцево, Теплый Стан, Митино, Зеленоград и Южное Бутово. Hа борьбу с шумом у столицы нет средств. Hо кто считает деньги, которые тратятся на лечение москвичей, страдающих от шума?